Ещё один «справщик» – Епифаний Славинецкий (1600-1675 гг.) – тоже, разумеется, из Малороссии, учился в малороссийских «братствах» и «где-то заграницей»; приглашён лично (!) – интересно, кто подкинул кандидатурку? – царём Алексеем Михайловичем аж ещё в 1649-м г., т.е. за несколько лет до того, как началась пресловутая «церковная реформа»; естественно, ярый «грекофил» относительно обрядов и священных и богослужебных книг; и, разумеется, книжную «справу» осуществлял, как, якобы, «по древним православным текстам», по новейшему, хе-хе, венецианскому изданию греческого «служебника» 1602-го г.; личной «крышей» Епифания, поселённого «работать» в Чудовом монастыре стал патриарх Никон (с 1653-го г.); товарищ Славинецкий отличался «буквализмом» в переводах, начётничеством и прочими католическими схоластическими заморочками.
К слову, частенько русских священников и богословов того времени пытаются обвинять и начётничестве и, хе-хе, схоластике, противопоставляя вроде как «просвещённым и свободно мыслящим европейцам», – однако это просто глупо, поскольку сама схоластика есть именно западноевропейский подход к священным текстам, метод работы с ними. Схоластика, которая, по сути, и есть своего рода начётничество, есть буквальное вроде как следование мнению авторитета, «букве цитаты», но, в то же время, ловкое умение жонглировать этими цитатами и буквами, говорить с «чужого языка», прикрываться, вставляя нужную цитатку, церковными авторитетами или Священным Писанием; и именно в Западной Европе, в католичестве, подобного рода «школа» (схоластика – от «школа» – греч. σχολη – т.е. вызубривание неких догм, правил и цитат, своего рода «священная акусматика») развилась в особого рода софистическое искусство; и было привнесено в Россию именно униатскими «полукатолическими» «богословами». И те, кто говорит ныне о том, что, мол, православные до того, как их коснулась данная «реформа» и прочее западное «просвещение», были начётчиками, схоластами и т.п. – валят с «больной головы на здоровую»! – Это всё равно, как если некий, извините, педофил будет обвинять соблазнённую и изнасилованную им девочку в том, что она, де, такая развратница! А ведь Запад, устами иных здешних своих болтушек и «соблазнителей», бубнящих всё это, кто за деньги, кто по глупости, постоянно обвиняет Россию и русских именно подобным «макаром»!
И, по легенде, именно Епифаний «открыл» Никону, хе-хе, что нужно использовать «трехперстие» при крестном знамении. И именно Епифаний, на пару с Паисием Лигаридом, в 1660-м г., настояли, хе-хе, на том, что Никона, для его низложения, де, должны «судить» Восточные патриархи, – дабы потянуть время, столь необходимое для провёртывания «реформы», – и, вот, оных, патриархов, пригласили, и стали ждать, 6 лет, пока те приедут – александрийский патриарх Паисий (патриарх 1657-1665 гг.) и антиохийский патриарх Макарий (патриарх 1645-1685 гг.), – причём, любопытно, что к тому времени, когда они прибыли в Москву (1666-й г.), александрийский патриарх Паисий уже был лишён своей кафедры церковным Собором в Константинополе, именно за его безобразия в отношении провоцирования «церковной реформы» в России, а, по некоторым сведениям, аналогичное произошло и с антиохийским патриархом Макарием (впрочем, вскоре так или иначе восстановленным).
Но идём дальше. Точнее сказать, вглубь.
Симеон Полоцкий (1629-1680; Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) – монах-базилианин; базилиане – это такой униатский, «подкатолический» орден в православии, подпавшем под Брестскую унию; орден основан в 1617-м году папой Урбаном VIII со специфической целью окатоличивания литовских православных; и, важный нюанс, орден особо специализировался на католическом униатском (для начала) воспитании православной молодёжи; и как вы полагаете, на каком поприще подвяжется Самуил Гаврилович в России – ?... А на поприще… воспитания детей царя Алексея Михайловича! Он был непосредственным личным наставником Алексея, Софьи и Фёдора. И немудрено, что, впоследствии, царевна Софья (1657-1704; регентша-царевна 1682-1689 гг.), получившая столь шляхетско-униатское воспитание, связавшись с типичным фанатом шляхетских порядков Василием Голициным, начнёт, на пару с этим своим фаворитом, кренить Россию в польскую пропасть, туда, куда Польша, благодаря своим шляхетским «вольностям», несмотря на все благоприятнейшие, в сравнении с Россией, факторы (и климатические, и папскую поддержку, и пр.), разложенная этими самыми своими «порядками-вольностями» изнутри, уже начала обрушиваться, сходить с Большой Исторической Сцены, раздираемая, извне, османами, шведами, русскими, немцами.
И когда сей, как я его называю, олигархический принцип (власть у олигархов-бояр-шляхты) в русском государстве начинает брать вверх над принципом самодержавным (власть у государя, опирающегося на народ), то Россия скатывается в Смуту и распад, – во что она едва было, при Голицыне и Софье, ни ухнула. И к слову, когда шляхта-олигархи в России, берёт таким образом пример с Польши, с тамошних «шляхетских вольностей», она, «в одном флаконе», берёт в пример и тамошние порядки религиозные – католичество или, хотя бы, унию! А это именно то, что и было нужно папе, католикам.
Вот чему учил, и доучил, царских детей, разумеется, не без ведома самого Алексея Михайловича, – а кто ему первым посоветовал взять подобного учителя есть большой вопрос! – наш о. Симеон. Вернёмся к нему.
Симеон Полоцкий учился в Виленской иезуитской (!) коллегии; в 1656-м году принял, хе-хе, православное монашество – и, вот, вскоре он уже в Москве, в команде «справщиков» Паисия Лигарида и, как мы уже отметили, учит и воспитывает царских детей.
Более того, о. Симеон становится, как сейчас бы сказали, личным спичрайтером государя Алексея Михайловича, пишет, поднаторев в риторике, ему тексты речей и выступлений. И, естественно, яро выступает против староверов, призывая относиться к ним по-инквизиторски: сжигать и пр.
И заключительный штришок к портрету нашего переводчика-справщика: уже под конец жизни, в 1680-м году, настоятельно советует русскому царю, уже тогда Фёдору Алексеевичу (государь с 1676-го по 1682-й гг.), вернуть «опального» Никона и, может быть, в перспективе даже, сделать его… папой! Паче учитывая, что Фёдор был воспитан именно о. Симеоном, и воспитан в соответствующем «римском» духе, а также и то, что и Никон, некогда соблазнённый до мозга костей идеей своего папоцезаризма, клюнет на это… Однако, как бы то ни было, Никон по дороге скончался, и ещё одной возможной провокации не вышло…
Ну вот, а теперь – пришло время коснуться этой самой ключевой фигуры рассматриваемой «церковной реформы»: московского патриарха Никона.
И здесь, как и касательно Алексея Михайловича, я позволю себе сделать небольшой психологический рисунок. Никон (Никита Минов, 1605-1681 гг.; патриарх с 1652-го по 1658-й год; официально – по 1666-й год) – судя по множеству исторических жизнеописательных источников, личность эпилептоидная. Эпилептоид – властен, властолюбив, лаконичен в речах, любит командовать, брутален и ригористичен. Не правда ли, всё это очень даже о Никоне? Его огромное властолюбие – уже притча во языцех. Но в то же время, эпилептоид – не «самый большой начальник»; нет, конечно, эпилептоиды зачастую выбиваются и в «самые большие начальники», – но этот «кафтан» будет уже не по их мерке. Эпилептоид может быть хорошим командиром «среднего звена», – прапорщиком, офицером, заместителем начальника, – но он будет явно не на своём месте там, где нужно принимать разумные, гибкие, взвешенные стратегические управленческие решения, – ибо у эпилептоидов неважно с разумной составляющей, с рефлексией. Эпилептоиды любят порядок, – но сами его предпочитают не наводить (в отличие от ананкастов), а обычно заставляют это делать других. Прямой приказ дать эпилептоид может, и очень хорошо, но не более. А когда эпилептоид занимает, по тем или иным обстоятельствам и причинам, самый высокий управленческий пост – то тут вполне могут начаться большие беды, проблемы и конфликты. Эпилептоид, в силу специфической узости своего горизонта, своей прямолинейности, почти неизбежно оказывается марионеткой чьей-то, кого-то более хитрого, воли. Когда от него лично требуется личный разум, личная изобретательность, управленческое творчество – то тут вся организация, которой он руководит, и он сам, «садятся в лужу». И, главное, эпилептоид не имеет, не может иметь, собственных идей, он только прекрасно «пробивает в жизнь» чужие идеи, заставляет других служить этим «идеям», но это всегда не его личные идеи, а – чужие, придуманные кем-то другим (параноидами или, скорее, шизоидами). Вот Алексей Михайлович, и его ближайшее окружение, «агенты влияния», нашли Никона, подняли, сначала возвели на новгородскую митрополию, а потом, – после кончины противника «справочных реформ» патриарха Иосифа, – в московские патриархи.
И если до того времени, до своего патриаршества, Никон был довольно скептически, негативно настроен по отношению к грекам и малороссам, к греческой и малороссийской церкви, с их «неправильными», чуть ли не «еретическими», обрядами, то… став патриархом, отчего-то вдруг резко и кардинально поменял своё отношение и, хе-хе, стал активно продавливать идею «неправильности» уже именно русской церкви и её обрядов, – видимо, посвящённый в некие «тайные» (пусть, наверное, и не в полной мере) замыслы тех высокопоставленных особ, кто всю эту «реформу» и затеял. И как настоящий эпилептоид, взялся за дело круто и безапелляционно, – ибо это обеспечивало достижение главной цели и страсти в его жизни: власти.
И стал всеми правдами и неправдами навязывать идею «правки», сразу же увольняя всех несогласных, – будто всё это его личная идея и инициатива.
И, кстати, когда Никон вошёл во вкус, во вкус и ощущение Власти, он, не имея внутреннего чувства меры, решил: «а что, если пошло такое дело, если «ребята» хотят порешить всё, как оно в Риме, а в Риме-то – папа главней всех, главней царей и их «мудрых советников», то, значит, этим самым папой, то бишь самым главным, в России, да, куда там в России, шире, во всём Православии, должен быть – я!»
Т.е., банально, впал в папоцезаристское искушение.
Но это, разумеется, никак не входило в планы Алексея Михайловича и «стоящих за ним» «серых кардиналов», использующих Никона как сугубый таран своей «реформы». Никон, реально, действовал как таран, и очень хорошо справлялся с этой своей ролью: подавлял и продавливал всех и вся. Однако желание его «стать владычицей морской» – было уже перебором. Никона «вежливо» осадили. Он обиделся и, – эпилептоид это может, – сыграл в «истеричку», сбросил с себя патриаршие одежды и регалии, и… ушёл (1658-й г.). Так и не поняв, видимо, что сам он во всей этой «реформе» по себе ничего не значит, хоть и «светится» постоянно на её «первом плане». Он своё дело сделал, «продавил», теперь «процесс шёл» уже без него.
А вот Алексею Михайловичу и роящимся вокруг него шляхтичам-доброжелателям теперь нужно стало, чтобы ситуация «беспатриаршества» в России «повисела» бы ещё некоторое время, – сторонников «реформы» среди настоящих православных так сразу не найдёшь, надо «воспитать», мало ли кого эти «архиереи» выберут; а тут, пока «ситуация висит», можно закончить дело «справы», поставить своих людишек, принять новые законы и установления. А Никон своё дело сделал, пусть, хе-хе, «отдыхает».
Потому-то, наверное, и сняли Никона не сразу после его демарша, а лишь спустя 8 лет, когда дело «реформы» было завершено.
И, замечу, Никон, уйдя с кафедры, как-то сразу охладел к «своим» «реформам». И, ещё замечу, когда Никона, в конце концов (1666-й год) судили и лишили сана, сослав в Ферапонтов монастырь (в Белозёрский край), осудили вроде как, хе-хе, и его (!) «реформы», но в то же время, неумолимо утвердив результаты этих самых «реформ», анафематствовали всех противников оных. Причём, резолюции сего Собора (1666-1667-го гг.), с осуждением Никона и утверждением «результатов реформ», готовили… уже хорошо известные нам Симеон Полоцкий и Паисий Лигарид.
Мягко говоря, неслабо.
Около 1516-го года инок Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей в письме московскому князю Василию III («Послание о злых днях и часах») высказывает идею Москвы как Третьего Рима, т.е. хранительницы Православия, «удерживающей» Империи. Это – своего рода идеологическая веха в развитии русской государственности и русского государственного самосознания.
Действительно, Восточная римская Империя («Второй Рим», «Константинополь), как предполагалась, хранительница Православной веры, окончательно рухнула под османскими ударами в 1453-м году – и, значит, уже, по определению, не может считаться империей-хранительницей истинной веры; более того, эта самая империя («Византия») ещё до своего окончательного падения и захвата басурманами, предала свою истинную веру и согласилась, в лице своих церковных иерархов, на Флорентийскую унию (1439-й г.; впрочем, в нечто подобное, – аналогичную, Лионскую (1274-го г.), унию, – она, в лице тех же своих высших иерархов, уже вляпывалась и до этого); так, прежде предав православную веру, отдавшись под власть её главного (в большей степени даже, нежели басурмане!) врага, продав-предав свой дух, рухнула и как самостоятельное государство.
Кстати, обращу внимание, что народ, «низы» общества, простые православные, в отличие от высших иерархов, были настроены по отношению к унии, в подавляющем своём большинстве, резко отрицательно. И это, впрочем, общая тенденция, аналогично наблюдаемая и в Литве: народные православные «низы», находящиеся под властью поляков-шляхтичей, твёрдо стоят в православной своей вере и, тем самым, тормозят все «реформы» по своему «окатоличиванию», – а вот местная «элита», напротив, зачастую, – не всегда, конечно, но в значительной степени, – тайно или явно, рано или поздно, переходит «в унию», или прямо окатоличивается. Это объясняется тем, что, с одной стороны, поляки, вполне разумно, прежде всего пытались соблазнить, подставить под свой контроль, подвластное русское православное население в Литве через тех, кто этим населением вроде как и руководит, местную его элиту, – а соблазнив соответствующим образом, что-то пообещав («пряник») или вот даже пригрозив («кнут»), подходящих местных элитариев, вынудив их перейти в унию, или вообще в католичество, можно потом будет окатоличить и весь народ, со всеми вытекающими отсюда возможностями контроля и управления; а так, сразу, на весь народ, на сразу всё его окатоличивание, никаких сил, ни духовных, ни материальных, не хватит. Вот в Литве, как, впрочем, и в Ромейской Империи, народ оказывался более православно ориентирован, крепок в православной своей вере, нежели элита, – для которой переход, явный или тайный, под власть папы означал значительные материальные блага, продвижение по карьерной лестнице. И таким образом в элиту, естественно, в той же Литве, всё более поднимались, соответственно отбираясь, именно католически, или униатски хотя бы, настроенные «товарищи», а крепкие в православной вере – опускались, оставались в «низах». Вот, к слову, откуда и взялись и все вышеперечисленные младореформаторы-справщики-униаты, осуществлявшие в России «церковную реформу».
Но вернёмся к Третьему Риму. Москва, Московское княжество, стараниями прежде всего Великого Государя Ивана Васильевича Грозного (отчего его столь рьяно и очерняют иные, с позволения сказать, историографы), продолжившего Дело своих великих предков, – Ивана III, Василия III и др., – Дело собирания Русских земель, реально стало Православным Царством, раскинувшись почти на всю нынешнюю Восточно-Европейскую равнину и, далее, в Сибирь; и лишь совместными усилиями, силами пол-Европы (Речь Посполитая (Польша+Литва), Швеция, Германские императоры и пр.) Римской курии удалось остановить продвижение русских на Запад, к морям, остановить возвращение ими исконных-отчих их земель, утраченных после монголо-татарского нашествия и оттяпанных под это дело Литвой и другими государствами.
И, любопытное совпадение, именно в то время, когда русский инок Филофей создаёт свою идеологему о «Москве третьем Риме», немецкий монах Лютер вывешивает (в 1517-м г.) на дверях собора в Виттенберге свои 95 тезисов против индульгенций, зачиная то, что впоследствии станет называться протестантизмом, и вследствие чего множество земель и народов отпадут от власти папы. И католическим ответом на сей исторический вызов, на «разброд и шатания», станет создание ордена иезуитов («Общество Иисуса»; основан в 1534-м г., утверждён папой Павлом III в 1540-м г.): с одной стороны, для борьбы с протестантами, т.е. вышедшими из под контроля «еретиками», а с другой – для борьбы за души тех, кто ещё под оным папским контролем не был, с целью восполнения поредевших своих католических рядов. И именно руками этого ордена, к слову, а) создалась европейская коалиция против поднявшейся России-Московии Ивана IV, и б) руками коих (скорее всего, совместно со английской разведкой), с помощью местных бояр-олигархов, сей Иван IV был подло отравлен, и в) стараниями прежде всего членов «Ордена Иисуса» (хотя, впрочем, и англичан) был создан и раскручен фантастический «чёрный пиар» в отношении вышеупомянутого убиенного русского царя.
Но так или иначе, вопреки папским стараниям, Москва, Русское Государство, поднялось и расширилось, пережив смуты и предательства, как реальный Третий Рим. И чаяния всех православных, – и в Османской Империи, и в Речи Посполитой (Литве, Украине) etc., – чаяния освобождения и утверждения православной христианской веры, освобождения духовного и государственного, были связаны с Москвой-Россией, с Третьим Православным Римом.
И тут я подхожу, наконец, к главному. Если Москва – Третий Рим, если Москва-Россия сумела сохранить и утвердить православную христианскую веру, значит – Бог ей помогал, значит, вера её есть самая правильная; а коли так, то, освобождая иные православные народы, имея такую свою великую Силу и православную Веру, не она должна «исправлять свою веру и обряды», а эти самые освобождаемые народы, принимаемые под своё крыло и защиту, так или иначе должны согласовывать свою веру, свои обряды, своё богослужение, их исторически возникшие несоответствия и особенности («искажения»), с той верой и особенностями обрядов, которые сложились в Московии-Руси! Русское православное царство, и русский народ, тут, в этой идее «Москвы – третьего Рима», обрели свою мессианскую, если угодно, мировую идею, и эта идея, которую русские и русское православное царство-государство несёт миру есть идея, по определению, самая что ни на есть правильная и верная!
А вот если сказать, что эта идея, де, неверна, а «истинная вера», мол, у каких-то там «греков», паче дважды уже легших под унию и находящихся уже как 200 лет под басурманами, да и не просто сказать, а ещё и реально провести-продавить соответствующую «церковную реформу», воплотив сии страшные (так!) слова в жизнь, то – это так подточит основы русского царства-государства, именно как «Третьего Рима», нанесёт такой удар по ценностной системе, системе идеалов и смыслов бытия, русского православного человека, что будто выбьет почву из-под его ног, просто нокаутирует (или, как минимум, вгонит в тяжёлый нокдаун!), напрочь лишит его столь здесь необходимой пассионарной, запредельной воли к Жизни, воли к Бытию, воли к Царству, обратит твёрдого, непоколебимого, с горящими глазами героя, в подлую размазню, пустившуюся «во все тяжкие», без духа и внутреннего «стержня».
И, я полагаю, те, кто планировал и воплощал в жизнь подобную, иезуитскую (и в прямом и в переносном смыслах!), реформу, сиречь «план опускания Руси-Московии», эти вещи хорошо понимали, – и через своих «агентов влияния», через свои тайные «ниточки-рычажки», запустили, хе-хе, «церковную справу».
(продолжение-окончание следует)
http://gleb-negin.ucoz.ru/blog/podvodnye_kamni_raskola_okonchanie/2012-06-26-16
|