Однако, действительно, Россия-Московия, расширяясь и
поднимаясь, возвращала себя утраченные и оттяпанные земли, прирастала новыми
краями, и народы этих краёв и земель зачастую тоже были православными (в той же
Левобережной Украине), но обряды православные их, в некоторых нюансах,
отличались от тех, что имели место в России, и книги их богослужебные, переводы
их, переводы их переводов, тоже имели
свои отличия; да и у греков, и у балканских славян, которых, в перспективе,
гипотетически, тоже вроде как предполагалось взять под свою Государеву Руку,
тоже имелись свои отличия и в обрядах и в книгах; так вот, действительно, как с
этим быть?
Есть, конечно, два «топорных» варианта. Один, – тот
который и был, хе-хе, воплощён в жизнь, – заключающийся в том, чтобы признать правильными обряды «греческие»,
поднять их как «образец», и исправить по ним свои обряды и книги; то, к чему
это приведёт, и привело – видно из истории; «выбрали» этот путь, – самый худший из вариантов, – и по нему
пошли, хе-хе, до конца; и ещё хорошо, что
всё закончилось лишь «расколом», а
ведь могли бы и страну всю разрушить-похоронить, вместе, вообще, с православием!
Был и другой путь, тоже односторонний и «топорный»: признать единственно правильными русские-московские обряды и книги,
а «греческие» отвергнуть и объявить «еретическими»; конечно, это бы, наверняка,
отшатнуло греков и балканские народы от России, но Россия, в данном случае,
потеряла бы много меньше, нежели при осуществлении первого варианта, – лишилась
бы греческой и славянской поддержки при своём движении на юго-запад, и всё;
это, конечно, геополитическая проблема, но отнюдь не смертельная, не столь
опасная; и, паче учитывая, какие через греческих иерархов мутили и мутят
интриги католики – это даже в чём-то и облегчило бы проведение русской
государственной политики, лишая католиков возможности лукавого удара в спину
(который они, к слову, и нанесли оной «церковной реформой»).
А, в сущности, решение тут предельно просто; и безо
всяких «церковных реформ».
В России, например, было двуперстие; у греков и
малороссов – трехперстие; ну и что? – ведь и
тот и другой «обряд» является вполне каноническим, – тем более, то, каким образом креститься есть знание
передаваемое непосредственно, изустно, и нет никаких специальных вселенских
соборных
постановлений касательно того, как именно креститься: двумя или тремя перстами.
Нужно было (интеллектуальной, духовной, по-настоящему
православной русской элите) просто хорошо понять самим и объяснить народу, что
в православной церкви, когда православие было взято нами, русскими, у греков,
существовало, равнозначно и
равноспасительно, два вида крестного знамения, двуперстное и трёхперстное;
в двуперстном – два перста означали две природы Христа, а три сложенных перста
– Святую Троицу; в трехперстном – напротив, три перста означали Святую Троицу,
а два сложенных – две природы Христа; и получилось так потому, что в период
раннего христианства христианские общины были разобщены и складывались на
разных территориях и у разных народов, и обряды их тоже оказывались несколько
различными друг от друга, но поскольку так оно исторически сложилось, то и тот и другой вид крёстного знамения (впрочем,
это касается не только двуперстия и трехперстия, но и иных «спорных» обрядов)
является правильным. Да и дело-то прежде всего не в «обряде». Не в Форме.
Дело в вере. В Содержании.
Так что все проблемы, связанные с раскрывшимися различиями в обрядах и в переводах священных
текстов, элементарно могли быть разрешены
в рабочем порядке, безо всяких кардинальных сломов и «церковных реформ».
Многие из исследователей, историков, философов,
которые занимались темой Раскола, – особенно мне памятно это из текстов
отечественных философов «серебряного века», у них это стало чуть ли ни клише, –
упрекали и упрекают старообрядцев в том,
что те, дескать, уйдя в «раскол», забыли о духе, о содержании православной
веры, а отдались «букве», «обряду»,
внешней форме. Однако, скажу я, нет, тут, в сей «церковной реформе», был задет и растоптан именно дух; ибо тронули, да, вроде как «форму», «обряд», но тронули так, что вся русская история, всё русское историческое православие, с его
оформившейся вселенской исторической миссией, от свв. Владимира и Сергия
Радонежского, оказывались, значит, в
корне, неправильными, искажёнными, и, значит, мы, все, русские, наш народ,
наше государство, наше Царство, наша Церковь – неправильны. И все мы – лишь,
значит, некое историческое искажение. Насмешка на теле человечества…
Вам это ничего из сегодняшнего времени не напоминает?
И немудрено потом, что нас, Россию, как неизбежность
уже, вскоре накрывает псевдоморфоз (чужеподобие), чужебесие, «чаадаевские
философические письма» и прочее «низкопоклонство» перед «княгиней Марьей
Алексеевной» («Западом»). Потому что нас онтологически,
метафизически опустошили «никоновские» (которые, как вы уже понимаете, были
не совсем, скажем так, помягче, «никоновскими») «реформы». «Целили, вроде как,
в «обряд», а попали, хе-хе, в Россию».
Вот он и Раскол… Реальная
трагедия не только русской православной церкви, но и всей русской культуры,
русской государственности.
Самые устойчивые в православной вере люди – уходят в
«раскольники»; уходят самые «горячие», отчаянные, пассионарные. Более гибкие,
конформные – скрепя сердце, остаются в русле «генеральной линии» Церкви.
Честные, го способные пойти на некоторый компромисс со своей совестью, – реально видя, что вытворяют с
православной церковью «реформаторы», – а это для людей того времени, реально
живших православием, пропитывающим всю культуру, весь быт, всё хозяйство, знающих
наизусть многие священные тексты и службы, было вопиюще видно! – оставались в
Церкви, но затаивались, становясь, поневоле, двуличными (а это, двуличность, ни к чему хорошему никогда не
приводит; честность, как личное нравственное качество, у кого-то есть, у
кого-то нет, а двуличие как тенденция –
останется; и подлые лицемеры, в итоге, выдавят, хотя б своей массой и
большей приспособляемостью в жизни, вытеснят честных). Иерархический церковный
отбор неизбежно ухудшается. Карьеристам становится выгодно быть
«реформаторами», гонителями староверов, – и карьеристы эти, во все времена
наличествующие и везде пролезающие, удачно сим пользуются. И тем самым,
неизбежно, снижается человеческое нравственное качество иерархов.
Но и староверы, первоначально представляющие собой
хранителей-носителей искорёженной и униженной русской православной веры и церкви,
вскоре обращаются, вынужденно и неизбежно, в антисистему (понятие Л. Гумилёва), и уже питают в себе не столько
действительное благочестие и веру, сколько лишь рессентимент по отношению к
официальной церкви и окружающему русскому миру. А это тоже – путь в тупик и
нравственное вырождение. Уходит дух,
начинает превалировать пустая, но жёстко разъединяющая православных, форма
«буквы». Таким образом, русская православная церковь, в обеих своих
получившихся «половинках», деградирует и
опустошается, и нравственно и
метафизически.
И, как итог, старообрядческая православная церковь
впоследствии вырождается в массу разного рода сект-толков, всё более
смахивающих на то, что называется «тоталитарные секты», лишённые подлинной
культурной религиозной доминанты.
Кроме всего прочего, с XIX – старообрядчество ловко берётся в
оборот и разработку английской разведкой и используется ею как своего рода «английская секта», в качестве
разрушительной силы, антисистемы, внутри самой русской государственности.
Англичане ссужают старообрядцам «первичный капитал», обеспечивают «режим
наибольшего благоприятствования», ненавязчиво устраняют конкурентов, –
захватывая тем самым русскую экономику исподволь, в то же время, теперь, имея
постоянную возможность её изнутри обрушить, устраивать, контролируя местных
капиталистов-олигархов из «староверов», экономические и политические кризисы, –
услужливо предлагают им «учиться в Англии», как, впрочем, и получать в оной
«вид на жительство»; а за это нужно только делать, хе-хе, то, что вы, господа «староверы», сами хотели сделать с этим «царством
антихриста», с Российской, хе-хе,
Империей: требуйте религиозных и политических «свобод», создавайте
либеральные и революционные партии, идите в парламент, а капиталы лучше,
конечно, держите у нас, в великой Британской Империи, у нас же «свобода», в том
числе, и, хе-хе, «свобода совести», вас тут радушно встретят, оденут, обуют,
дадут «высшее образование», капиталов ещё, если нужно, ссудят, детишек ваших
«хорошо пристроят», в самых «элитных» соответствующих учебных заведениях…
Вот и спонсировали «олигархи-староверы» революционные
партии (Савва Морозов – тут лишь один из самых известных примеров; казалось бы,
странно, чего это, вдруг, капиталист спонсирует «партии» против себя самого, –
ничего тут, хе-хе, странного нет, с его прожектами уничтожения в России
монархии, – английские «ушки» торчат вельми заметно); вот и создавали «выходцы
из староверов» либеральные, аналогично расшатывающие русскую государственность,
партии, и шли в них, и в революционные партии, просто валом, во «временное
правительство» (эту английскую марионетку) etc.
И, кстати, на Западе развитию капитализма
способствовали прежде всего кальвинистские и им подобные иудео-протестантские секты,
поскольку, в связи со специфическим вывертом своего сознания-идеологии, чем
более ты приобретёшь в этом мире, тем, значит, на тебе большая «благодать Божья» лежит, и, значит, ты «избран» Богом к
«спасению»; и, главное, плюс к этому – специфическое
сектантское мышление, полагающее весь прочий мир пропащим, отверженным от
спасения, а только нас, нашу секту-общину, праведной и предназначенной,
предопределённой к спасению; и, значит, те, отверженные, пропащие суть не люди,
получеловеки и к ним можно, и нужно, относиться как к недочеловекам,
полуживотным, сиречь делать на них деньги, выбивать прибыли, стричь их как
скот, добывать «как из скота шерсть и сало», целенаправленно обращать в жвачных
полуживотных-потребителей.
В своё время именно христианство сыграло свою роль в
том, что было в Европе отменено рабство, поскольку как можно человека, существо
созданное по образу и подобию Бога, носителя божественной искорки, держать в
качестве раба?! – Но вот специфический, обратный, обратный христианству (!), выверт был произведён в капитализме,
когда всякий человек стал мыслиться не как образ и подобие Бога, не как нечто
самоценное, а как лишь средство получения
прибыли, тотально и по определению (протестантизм, особенно кальвинизм и
сходные с ним толки, суть «обратная» иудаизация христианства).
В России же, немудрено, что именно из среды старообрядцев выходят первые
российские «капиталисты», из старообрядческих сект, аналогично протестантам,
полагающих окружающий русский мир, людей, «царством антихриста», «неверными», сиречь и не совсем уже «людьми», а, значит,
вполне достойными того, чтобы их нещадно эксплуатировать, как «новых рабов»,
делать на них деньги, нещадно добывать из них денежные «шерсть и сало».
Вспомним тут печально известные, например, «хлудовские мануфактуры», с их
потогонной системой. Отношение тут к людям такое, как отношение может быть лишь
некоего иного, «малого», народа, по отношению к другому народу, с которым оный себя
вовсе никак не отождествляет, к чужим
(!). Сначала нещадно эксплуатируют рабочих, а затем сами же, хе-хе, спонсируют
революционные партии, провокаторов, вроде как «против самих себя», но по сути –
против «царства антихриста», против России! А чё, капиталы-то всё равно –
английские, хе-хе, в банках Великобритании…
И, наконец, как
вывод: 1) «церковная реформа» «исправления» обрядов и богослужебных книг,
их переводов, по «греческому образцу» не
была сколько-нибудь необходима (все имеющие место расхождения с
«греческими» текстами и богослужением, могли быть легко сняты в «рабочем
порядке», без каких-либо «революционных» ломок; паче учитывая, что и так
называемые «новые» и «старые» обряды были канонически правильны и спасительны);
2) данная «церковная реформа» была суть иезуитской
провокацией, осуществлённой через местных «агентов влияния»,
«бояр-олигархов», мечтающих о «западных-польских вольностях», взявших под свою
«опеку» весьма ещё молодого (18-20-тилетнего!) царя Алексея Михайлович,
соблазнив его, глупого и инфантильного, идеей царского вселенского
(константинопольского) престола; 3) патриарх Никон использовался царём и
вышеупомянутыми «агентами влияния», «серыми кардиналами», как твердолобый таран введения «новых
обрядов», приближающих (по иезуитскому замыслу) Русскую церковь к унии (к чему всё дело уже и шло,
впоследствии, у царевны Софьи и её фаворита-канцлера Голицына); 4)
«исправление» книг и обрядов осуществлялось по
униатскому новоделу, изданному и соответствующим образом отредактированному
«папёжниками»; 5) данная «реформа», растоптав русскую православную веру, её исторические онтологические смыслы,
привела к метафизической, ценностной
катастрофе, – что вылилось в неизбежный тут церковный Раскол, слом русской православной культурной
доминанты, лишив Россию духовного суверенитета (по крайней
мере, нанеся по нему сокрушительный удар, тяжёлейший, как минимум, нокдаун); 6)
ну и, наконец, нельзя не приветствовать воссоединения вновь, – лучше поздно,
нежели никогда, – официальной православной церкви и церкви старообрядческой, а
также признания равночестности и спасительности обоих обрядов, и анафем на
старые обряды «яко не бывших».
Жаль только, что эти «грабли», на которые Россия
жестоко наступила в XVII веке, были «прикрыты», «не выносились, как сор из
избы» последующими Романовыми, – что, в конечном итоге, не дало возможности
действительно осознать, понять произошедшее, сделать из него надлежащие выводы,
но, напротив, привело к новым, повторным «наступаниям» на подобного рода
«грабельки», к торжествующим чужеподобию и чужебесию, и, в конечном итоге, низвержению самих Романовых и, чуть было
не, самой России…
Да не будет подобного впредь!
Литература
1.Белевцев И. (о. Иоанн) Русский церковный раскол в XVII столетии /
Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция
«Богословие и духовность». М., 1987.
2.Голубинский Е.Е. История русской церкви. – М., 2002.
3.Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2004.
4.Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 1991.
5.Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле
исправления церковных обрядов. – М., 1887.
6.Каптерев А.В. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. – М., 1996.
7.Карташев А.В. История русской церкви. – М., 2006.
8.Кутузов Б. Церковная
"реформа” XVII века как
идеологическая и национальная катастрофа. - М., 2003.
9.Макарий (Булгаков) (митрополит) История русской церкви, в 9-ти тт. (в
11-ти кн.). – М., 1994.
10.Павел Алеппский (архидьякон) Путешествие антиохийского патриарха
Макария в Россию в половине XVII века. — М, 1897.
11.Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских
богослужебных книг в XVII веке // Богословские труды. М., 1975. №13.
12.Флоровский Г. (протоиерей) Пути русского богословия. – Вильнюс,
1991.
13.Шамбаров В. Святая Русь против варварской Европы. – М., 2011.
|