Пусть с некоторым запозданием, но я должен почтить память великого русского государственного деятеля, глубокого мыслителя, одного из умнейших людей своего времени - Константина Петровича Победоносцева (02.06.1827. - 23.03.1907.). Это имя вызывало и вызывает неимоверные корчи либералов всех мастей. Он был ненавидим ими в конце ХIХ века, он ненавидим был ими в ХХ веке (в советское время), он ненавидим ими теперь. А почему? Да потому, что всем своим умом и волей он противостоял разрушителям России, расшатывателям её Самодержавной власти.
В предлагаемом тексте
я хочу представить весьма актуальные и сегодня мысли К.П. Победоносцева
касательно «демократии» и «парламентаризма» из его текста «Великая ложь нашего
времени», сопроводив их своим комментарием-предисловием.
…Что основано на лжи, не может быть право.
Учреждение, основанное на ложном начале, не может быть иное, как лживое… Одно
из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению,
утвердившаяся со времени французской революции, идея, что всякая власть исходит
от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория
парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой
интеллигенции – и проникла, к несчастию, в русские безумные головы…
Комментарий:
Для чего народу власть? Во-первых, для организации и обеспечения защиты народа,
его жизни, хозяйства, культуры от внешних врагов; во-вторых, для защиты народа
от врагов внутренних, от преступников, убийц, воров и прочая; в третьих, для
организации и управления жизнью этого народа, обеспечения его развития; и
в-четвёртых, для разрешения внутренних споров и конфликтов, для справедливого
суда. В принципе, есть и другие причины, побуждающие народ к организации у себя
определённого властной управляющей системы; но достаточно, полагаю, и этих. Ну
так вот, если я народ, и я полагаю создать у себя некоторую систему («власть»),
которая будет организовывать и осуществлять всю вышеперечисленную деятельность
по защите и управлению, то почему бы мне, как разумному человеку, не создать
эту власть именно самодержавной? Ведь
я, как человек управляющий в своём хозяйстве, принимаю решения сам, единолично;
разумеется, советуясь с домочадцами, но решаю – сам, лично; и я знаю, что если ответственность
за какое-либо дело будет нести более чем один человек, то ответственных никогда
не найдёшь, и, посему, я полагаю, что та система власти, которую я предполагаю
установить должна основываться на
принципе единоначалия. Она и эффективнее, и экономичнее, и оперативнее, и
честнее. Паче я собираюсь, специально создав у себя подобную систему
(«власть»), отстраниться от совершенно не
нужных мне лишних забот, связанных со всем тем, что я намеренно препоручил-переложил
на «государство», на «власть», на самодержца. Если самодержец посчитает
необходимым побеспокоить меня и посоветоваться со мной – хорошо; а если сможет
обойтись без меня – тоже пожалуйста, мне же проще.
Разумеется,
сей установленный мною (народом) самодержец может принимать такие решения,
которые мне не понравятся, как-то негативно будут меня затрагивать, – без
этого, в принципе, ни в одном государстве невозможно, в связи с самыми
различными обстоятельствами и людскими интересами, – и я, полагаю, вполне могу
об этом своём недовольстве, если посчитаю нужным, заявить государю через
соответствующие инстанции, подать «челобитную» и пр., способов множество. Но
ужели какой-то говорун, которого я вроде бы как уполномочил отстаивать мои
интересы в «парламенте», будет эти самые мои интересы отстаивать? – да ему
глубоко ни них, если из оного случая он не сможет извлечь для себя нужную
выгоду, наплевать. И он, этот безответственный
«парламентарий», будет постоянно мешать нормальному государственному
самодержавному управлению, будет тянуть одеяло в свою, в выгодную себе (а не
мне!) сторону, и к тому же, он будет сидеть на моей шее, кормиться за мой счёт
(«вступать в ВТО», проводить «рыночную реформу» и пр.), – да на фига мне
подобный нахлебник-паразит, ещё и позиционирующий себя как радетель и защитник
моих интересов!?
С таким «социальным
институтом» как «парламент» врагам внешним легче расшатать наше государство,
снизить его управленческую эффективность; и внутренним врагам тоже легче, например,
представив себя радетелями «народного счастья», – ну и что, что ты вор и
разбойник, зато у тебя есть «свой» «парламентарий», или ты сам уже «парламентарий»;
и т.д.
Так вот, я
полагаю, что когда люди-народы совсем уж теряют голову, тогда их поражает недуг-бред
«парламентаризма», который, как верно заметил Константин Петрович, есть
совокупность ярых (я бы добавил – клановых!) эгоизмов, каждый из которых тянет «общественное
одеяло» в свою сторону, разрушая систему управления, серьёзно мешая
стратегическому планированию и управлению. Посему, если я – народ и являюсь
«источником» власти, то я хочу, чтобы эта власть была а) как можно более
эффективной, б) как можно менее накладной и в) как можно более честной, и
потому я – являюсь «источником» самодержавия
и только самодержавия. А весь этот «демократический парламентаризм» – от
лукавого.
А вот если
«власть» исходит не от народа, а, положим, от
олигархии, то тогда, да – это будет, скорее, «демократия» и «парламент»,
где каждый «пристроившийся ко власти» имеет
свой кусок властного общественного пирога, имеет свой кусок народного достояния,
безо всяких реальных планов стратегического развития народа и государства.
Итак, если
народ является «источником власти», то мы логично приходим к идее самодержавия;
если же «источником власти» является отнюдь не народ, а некоторая жадная
верхушка, совокупность кланов, каждый из которых имеет свой
кланово-эгоистический, олигархический бубновый интерес, то мы вполне логично
придём к «парламентской демократии», хе-хе.
…Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы
сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного
честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей…
…На фронтоне этого здания (парламента – прим. Г.Н.) красуется надпись:
«Все для общественного блага». Но это не что иное, как самая лживая формула;
парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение. Все здесь
рассчитано на служение своему я…
…не он («депутат») станет работать на общество, а общество станет
орудием для его целей. Избиратели являются для него стадом для сбора голосов, и
владельцы этих стад подлинно уподобляются богатым кочевникам, для коих стадо
составляет капитал, основание могущества и знатности в обществе…
…Так развивается, совершенствуясь, целое искусство играть инстинктами и
страстями массы для того, чтобы достигнуть личных целей честолюбия и власти.
Затем уже эта масса теряет всякое значение для выбранного ею представителя до
тех пор, пока понадобится снова на нее действовать: тогда пускаются в ходе
снова льстивые и лживые фразы - в угоду одним, в угрозу другим: длинная,
нескончаемая цепь однородных маневров, образующая механику парламентаризма. И
такая-то комедия выборов продолжает до сих пор обманывать человечество и
считаться учреждением, венчающим государственное здание... Жалкое человечество!
Поистине можно сказать: mundus vult decipi – decipiatur…
…В наше время редки люди, проникнутые чувством солидарности с народом,
готовые на труд и самопожертвование для общего блага; это натуры идеальные; а
такие натуры не склонны к соприкосновению с пошлостью житейского бытия. Кто по
натуре своей способен к бескорыстному служению общественной пользе в сознании
долга, тот не пойдет заискивать голоса, не станет воспевать хвалу себе на
выборных собраниях, нанизывая громкие и пошлые фразы…
…Лучшим людям, людям долга и чести противна выборная процедура: от нее
не отвращаются лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть
личных своих целей. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску
стремления к общественному благу, лишь бы приобресть популярность. Он не может
и не должен быть скромен, ибо при скромности его не заметят, не станут говорить
о нем. Своим положением и тою ролью, которую берет на себя, он вынуждается
лицемерить и лгать…
…Публичные заседания суть не что иное, как представление для публики.
Произносятся речи для того, чтобы поддержать фикцию парламентаризма: редкая
речь вызывает сама по себе парламентское решение в важном деле. Речи служат к
прославлению ораторов, к возвышению популярности, к составлению карьеры, но в
редких случаях решают подбор голосов. Каково должно быть большинство, это
решается обыкновенно вне заседания… Таков сложный механизм парламентского
лицедейства, таков образ великой политической лжи, господствующей в наше время…
…По теории, народные представители имеют в виду единственно народное
благо; на практике они под предлогом народного блага и на счет его имеют в виду
преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории - они должны быть
из лучших, излюбленных граждан, на практике - это наиболее честолюбивые и
нахальные граждане. По теории - избиратель подает голос за своего кандидата
потому, что знает его и доверяет ему; на практике - избиратель дает голос за
человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натверждено
ему речами и криками заинтересованной партии. По теории - делами в парламенте
управляют и двигают опытный разум и бескорыстное чувство; на практике - главные
движущие силы здесь - решительная воля, эгоизм и красноречие…
…Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди,
мечтающие о водворении этой лжи у нас; что профессора наши еще проповедуют
своим юным слушателям о представительном правлении, как об идеале
государственного учреждения; что наши газеты и журналы твердят об нем в
передовых статьях и фельетонах, под знаменем правового порядка; твердят, не
давая себе труда вглядеться ближе, без предубеждения, в действие парламентской
машины…
…Начало
национальности выступило вперед и стало движущею и раздражающею силою в входе
событий именно с того времени, как пришло в соприкосновение с новейшими формами
демократии... Мы видим теперь, что каждым отдельным племенем, принадлежащим к
составу разноплеменного государства, овладевает страстное чувство нетерпимости
к государственному учреждению, соединяющему его в общий строй с другими
племенами, и желание иметь свое самостоятельное управление со своею, нередко
мнимою, культурой... Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все
подобные требования и порывы и не одною только силой, но и уравнением прав и
отношений под одною властью. Но демократия не может с ними справиться, и
инстинкты национализма служат для нее разъедающим элементом: каждое племя из
своей местности высылает представителей – не государственной и народной идеи,
но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной
ненависти и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все
части государства учреждению… Провидение сохранило нашу Россию от подобного
бедствия, при ее разноплеменном составе. Страшно и подумать, что возникло бы у
нас, когда бы судьба послала нам роковой дар - всероссийского парламента! Да не
будет.
…В лице монарха можно представить себе единство разумной воли; а в
парламенте нет его…
…Здоровая масса народа не принимает никакого участия в игре партий и
даже уклоняется от нее. Напротив того, именно нездоровая часть населения
мало-помалу вводится в эту игру и ею развращается; ибо главный мотив этой игры
есть стремление к власти и к наживе. Политическая свобода становится фикцией,
поддерживаемой на бумаге, параграфами и фразами конституции… торжествует
либеральная демократия, водворяя беспорядок и насилие в обществе, вместе с
началами безверия и материализма, провозглашая свободу, равенство и братство –
там, где нет уже места ни свободе, ни равенству. Такое состояние ведет
неотразимо к анархии, от которой общество спасается одной лишь диктатурой, т.е.
восстановлением единой воли и единой власти в правлении.
|