Ну какие,
казалось бы, «жидовствующие» могут быть после стольких «чисток»? – если и
остались какие-нибудь бояре-элитарии крамольные, то сугубо на политической
«почве», так, «борьба за власть»; и, действительно, казалось бы…
Но, уже при
царе Иване IV, неожиданно (!), в 1555-м году,
раскрывается любопытный факт ереси – своеобразная, вроде как, каша в голове
некоего Матвея Башкина, но кашица сия чрезвычайно напоминает вот уже как будто
канувшую в Лету ересь «жидовствующих»! Это как доисторическое что-то в озере
выловили! – раз, забросили невод, а там – «латимерия» какая-нибудь шевелится!
А потом, по
цепочке, и потянули клубочек, распутывая. А там – такое зашевелилось!...
Ниточка
потянула за собой некоего Артемия († 1570?) – дружка небезызвестного Сильвестра
(† 1566?) – царского духовника,
ловко приставленного в своё время к царю Ивану (во время провокационно
устроенных элитариями-боярами московских пожаров (1547-й г.), произведших на
юного государя ужасающее впечатление), дабы держать его в соответствующих
ежовых «духовных», хе-хе, рукавицах
направлять его деятельность в нужное боярской элите русло и заодно
знать, для сей крамольной элиты, всё, что Государь, хе-хе, замышляет, – и,
ведь, сей Сильвестр тоже, в определённой степени, позиционировался как, хе-хе,
«нестяжатель» (а значит, по сути – кто?! – то-то и оно!), – и вот этот Сильвестр,
в своё время (в 1551-м году), поставил данного «нестяжателя», «старца» Артемия игуменом… Троице-Сергиева монастыря!
Да только вот недолго тому пришлось там рулить, – монахи, видимо, быстро
раскусили, что это, «старец Артемий», за «фрукт», какие ереси у него на уме и,
буквально-таки, выгнали. Во время следствия Артемий сознался в «блуде» и был, в
итоге, сослан на Соловки, но… не доехал – сбежал по дороге, свернул, хе-хе, в…
Литву, – побег, видимо, устроили «сочувствующие» элитарии. А в Литве сей «диссидент»,
«узник совести», «свободомыслящий» и «невинная жертва репрессий», Артемий, жил…
у кого бы вы думали?... у Юрия Олельковича! – да, да, у внука того самого Михаила Олельковича, с которым, в своё время,
прибыл, с миссией, в Новгород небезызвестный уже нам Схария… – Ниточка
приплелась-вернулась обратно в «свою» петелечку…
Так же, за ту
же ниточку, следствие вытянуло некоего Феодосия Косого, – еще одного «Косого» –
лжец на лжеце и лжецом погоняет, –
кореша и выученика упомянутого Артемия, так же тайно настроенного против икон,
церковной иерархии, священных таинств, Святой Троицы… «Жидовствующий», однако!
И, Феодосий, аналогично сосланный в Соловецкий монастырь… сбежал (в 1554-м
году), не дожидаясь конца следствия. И, конечно, в ту же Литву…
И у всех них
«крышей» был – «царский духовник» Сильвестр. Который, поперву, когда «дело
Башкина» только вскрылось, попытался оное тихонько «прикрыть», и ему это даже
поначалу удалось, но потом оно всё одно, столь «громкое», выперло наружу.
Ну,
действительно, кого ни тронь из, хе-хе, «нестяжателей» – вылезает не исихаст,
не молчальник, а – элементарно «жидовствующий», тайный или явный, или, по
крайней мере, далёкий от какой-либо религиозности банальный приверженец
определённых боярских элитарных групп, заинтересованных в свержении Государя и
разрушении русского государства, – но всё одно так или иначе оказывающийся
завязанным на упомянутой ереси…
Ну а теперь,
подумаем, зачем всё это нужно было Схарии?
Зачем этому
генуэзцу, иудейского происхождения, жившему в Тамани и Крыму, имеющему свой
весьма доходный бизнес и свою власть, всё это, – «религиозное реформаторство» и
совращение в свою «новую веру» нескольких «элитных» новгородцев и московитов,
да кое-кого из «элитариев» в Валахии, – нужно, а? И почему сей мудрый и талантливый
Схария как-то никого особенно не пытался религиозно соблазнить где-нибудь в
Европе, столь в ту пору падкой на разного рода ереси и секты? Какая
«религиозно-реформаторская» муха укусила его в Новгороде да в отношении Феди
Курицына, в частности, посетившего Крым и Балканские страны?
А возьмём
самый простой интерес: бизнес. Схария
– работорговец. А что будет в стране, в которой разрушается Идеальные основы её
существования и развития, Смыслы её бытия, – в данном случае, православные
Смыслы, – разумеется, страна пойдёт вразнос, впадёт в Смуту; Самодержавная
власть Великого князя рухнет, бояре-князья,-олигархи начнут всё, дорвавшись до
вожделенного «властного пирога», рвать на части; только-только вот собранное
цельное государство, сильное, благодаря чему, – утверждению и усилению
централизованной власти, – смогло скинуть монголо-татарское иго (1480-й г.), –
впрочем, на момент «проповеди» Схарии в Новгороде (нач. 1470-х гг.), ещё даже
не сбросившее, но уже неуклонно двигавшееся к тому, к обретению реального суверенитета, и тенденция
централизованного усиления московского русского государства была налицо, –
Самодержавный принцип власти постепенно начинал превалировать над принципом
элитно-олигархическим. – И, вот, не имеющий сколь-нибудь серьёзных реальных идеологических
оснований Принцип олигархический, в
«лице» учения Схарии, в ереси
«жидовствующих», обрёл эти свои основания! И, тем самым, усиливался и,
одновременно, мог противостоять Принципу Самодержавному, и – разрушать, разлагать изнутри православные Смыслы и
идеологические основания русского государства, русского державного бытия.
А если русская
держава, подобным образом подорванная изнутри, посыплется, в ней начнутся
смута, хаос и прочая «демократия», то – представляете, какие сверхприбыли (!) смогут получать крымские бизнесмены-работорговцы! Посеянные зёрна
ереси взойдут, русское московское государство станет неуправляемым, и крымчане,
а с ними и казанцы, и астраханцы, и прочие ногаи пройдутся, – не встречая сколь-либо серьёзного сопротивления по русским
землям, – вновь поделёнными, хе-хе, промеж «удельными князьками», да ещё
эти князьки, разумеется, передерутся за свои клочки-вотчины друг с дружкой и
просто не в состоянии станут противостоять татарским «загонным» отрядам и
забору в массовый полон русских-московитов, детей и женщин; а потом можно, и
нужно (!), дань постоянную, да более серьёзную, наложить на все русские, вновь
расчленённые, земли!... Да это не 300% прибыли, за которые, по верному
замечанию Маркса, капиталист пойдёт на любое преступление, это попахивает и
3000%-ными! – да для этого можно и новую религию-ересь придумать! Хе-хе.
Но,
разумеется, быть «жидовствующим» еретиком открыто скоро стало в Московии-Руси
весьма проблематично, – слишком уж дело явно; и, вот, сим еретикам-элитариям,
затаиваясь и сохраняя свои еретические «элитные» идеологические основания
существования в подобном «оппозиционном»,
хе-хе, «свободомыслящем» качестве, необходимо стало соответствующим образом мимикрировать, подделываться под
«православных»; а тут и возможность представилась – подделаться под самых-самых
православных – последователей Нила Сорского, под «нестяжателей»! Очень удобно и
выгодно.
И, кстати, не
замечать ряжености этих так
называемых «нестяжателей у трона», всех этих Вассианов Косых и К˚, есть вопиющая
историческая, политическая и богословская
близорукость, просто, мягко говоря, крайне
наивнейшая слепота! – И, вот, они, держащиеся своей эзотерической, хе-хе, новой веры, для «продвинутых», элитарии-олигархи-бояре и ловко подделались под
самых что ни на есть православных, хе-хе, «нестяжателей», и обставились
соответствующим образом…
А мы до сих
пор, как дурачки-сплепыши, горазды пережёвывать эту «обставу», в частности, о
якобы имевшем месте споре и противостоянии свв. Нила Сорского и Иосифа
Волоцкого, «нестяжателей» и «иосифлян»; спора и противостояния, коих реально не было. А был – соответствующий
олигархический «эзотерический» PR-проект,
несший с собой очередной раскол (ещё до пресловутого Раскола XVII века), исподволь, в Русскую
православную церковь, в Русское государство.
Да не допустим
оного.
Литература
1.Кожинов В.В.
История Руси и русского слова. – М., 2001.
2.Преподобные
Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / Сост. иеромонах Герман (Чекунов). – М., 2011.
3.Прп. Иосиф
Волоцкий Просветитель. – М., 2006.
4.Прп. Нил
Сорский Устав и послания / под ред. О.А. Платонова / составление. – М., 2011.
К слову, в эту же компанию и историю раз за разом
вписывался и небезызвестный Максим Грек (Михаил Триволис; 1470-1556), личность
тоже довольно подозрительная, всякий раз поддерживающая крамольников и разного
рода липовых «нестяжателей», хотя, очевидно, ведущая свою более тонкую игру, но
несмотря на всю свою утончённую, скажем так, неоднозначность, всё равно
попадающий то и дело в государеву опалу.
|